В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночном и сказал: "Проси, что дать тебе".
- Даруй рабу твоему сердце разумное,- отвечал Соломон.
Притча раби Симеона бен Халафты: У царя был советник, которого царь отличал особым благоволением.
- Проси, что дать тебе,- сказал ему однажды царь.
Подумал советник царский: "Попрошу серебра и золота, царь даст мне; драгоценных камней и жемчуга - он и в этом не откажет. Попрошу я лучше царевну в невесты: вместе с нею придет и все остальное".
Так и Соломон: "Попрошу я лучше, - решил он,- разума у Господа, а с разумом я и всего достигну".
Господь и сказал Соломону:
- За то, что ты просил разума и не просил себе жизни долгой, богатства, победы над врагами, Я сделаю по слову твоему, и то, чего ты не просил, Я дам тебе.
Над всеми царями был страх его.
Народы и племена становились его данниками, враги и ненавистники - друзьями его.
Богат и могуч, владелец бесчисленных угодий, серебра и золота в количествах несметных - он притчи разъяснял, давал постигать сокровенное, поведывал тайны глубины беспредельной.
Имя его гремело среди властелинов, среди мудрых - подвиги его.
Цари приходили на лицо его глядеть, слова мудрости жадно слушать из уст его.
К нему, праведному и чистому, ведающему таинства небесные, посылали вельможи в слуги и служанки сыновей и дочерей своих.
Рыбы морские, птицы небесные, животные и звери полевые сами приходили на бойни, что-бы быть закланными для стола Соломонова.
Ему был дан великий ключ ко всем вратам мудрости и разума сердечного.
Он разумел язык птиц, и животных, и зверей полевых.
Олени и газели были его скороходами, львы и барсы - оруженосцами его.
- Тот ли ты, о котором написано, что он всех людей мудрее?
- Да,- отвечал Соломон,- так обещано мне Господом.
- А не желаешь ли,- продолжал Асмодей,- я покажу тебе нечто, чего ты сроду не видал.
- Покажи.
Простер Асмодей руку свою к стране "Тевель" - и пред Соломоном появился человек о двух головах с двумя парами глаз. Дрожь прошла по телу Соломона, и, не в силах преодолеть тревожное чувство, он проговорил:
- Отведите его в комнату ко мне.
Призвал Соломон Бенаю, сына Иегоиады1 , и говорит:
- Как полагаешь ты, есть под нами люди?
- Душою твоей, государь, клянусь - утверждать не могу; слыхал только от Ахитофеля, что где-то там, под нами, люди живут.
- А что бы ты сказал, если бы я показал тебе такого человека?
- Но возможно ли это? Глубина земли нашей - пятьсот лет пути, да между нашей землей и той землей тоже пятьсот лет пути.
Послал Соломон, и привели того человека. Увидя его, пал Беная на лицо свое и произнес:
- Благословен Господь, Царь вселенной, давший мне дожить и просуществовать, сохранив меня до сего времени!
- Какого ты рода и племени? - спросил Соломон, обращаясь к двуглавому человеку.
- Из рода Адама я, из потомков Каиновых,- отвечал двуглавый человек.
- Где обитаете вы?
- В стране "Тевель".
- Есть у вас солнце и луна.
- Есть.
- С которой стороны всходит солнце у вас и на которой заходит оно?
- Восходит с запада и заходит на востоке.
- Чем занимаетесь вы?
- Пашем, жнем и стада пасем.
- Молитесь вы?
- Да.
- О чем гласит молитва ваша?
- Как многочисленны дела Твои, Господи! Все премудро содеяно Тобою.
- Если желаешь,- сказал Соломон,- мы возвратим тебя в страну твою.
- Окажите милость, возвратите меня туда.
Призвал Соломон Асмодея и сказал:
- Ступай и отведи его обратно.
- Нет,- ответил Асмодей,- во веки уже я не могу отвести его обратно.
Видя, что ему уже не вернуться в прежнее место свое, двуглавый человек взял себе жену и остался жить на земле.
Жена родила ему семерых сыновей; шестеро уродились в мать, вида обыкновенного, седьмой же уродился в отца - о двух головах и двух парах глаз.
Человек из страны "Тевель" занялся землепашеством и сделался одним из богатейших людей на свете.
Прошли годы. Человек тот умер, оставив имение детям своим.
Между наследниками возник спор. Шестеро из них говорили:
- Нас всех семеро братьев, и наследство должно быть разделено на семь частей.
Седьмой же, тот, что о двух головах, говорил:
- Нет, восьмеро нас, и я имею право на две доли в наследстве.
Пришли все к Соломону и сказали:
- Государь, царь наш! Нас всех семеро, а брат наш, который о двух головах, говорит, что нас восьмеро и что наследство после нашего отца должно быть разделено на восемь долей, из коих две доли он требует для себя.
Созвал Соломон членов Синедриона и спросил:
- Как вы рассудите дело это?
Не мог Синедрион дать ответа.
- Завтра поутру придите вторично,- сказал Соломон тяжущимся.
Когда настала полночь, пришел Соломон в храм и воззвал к Господу:
- Владыка мира! Открывшись мне в Гаваоне, Ты сказал: проси, что дать тебе. Не просил я ни серебра, ни золота, только мудрости просил я, чтобы судить людей правдиво.
Отвечал Господь:
- Утром просвещу мудростью тебя. Наутро собрал Соломон всех членов Синедриона и сказал: "Введите двуглавого человека". Его ввели.
- Вот,- сказал Соломон,- сделаем испытание: если у этого человека одна его голова воспринимает и чувствует то, что происходит с другой его головой, тогда он должен быть сочтен за одного человека, если нет, то, следовательно, это - два отдельных человека. Принесите горячей воды,- повелел Соломон.
Когда вода была принесена, Соломон велел вылить ее на одну голову того человека.
- Государь! Государь! - завопили обе головы.- Мы умираем! Мы умираем!
При виде этого исполнились все изумлением перед Соломоном.
- О чем стонешь ты? - спросил человек.
- Изнемогаю от жажды,- отвечала змея,- а у тебя что это в кувшине?
- Молоко.
- Дай мне испить молока, и я укажу тебе место, где клад зарыт.
Дал человек змее молока напиться.
- Укажи же мне клад, о котором ты обещала,- сказал человек.
- Следуй за мною,- ответила змея,- и, приведя его к одному большому камню, сказала: вот, под этим камнем лежит клад.
Сдвинул человек камень, разрыл землю и, достав клад, направился к дому своему. Что же сделала змея? Всползла и обвилась у него вокруг шеи.
- Что это ты делаешь? - закричал человек.
- Умертвить тебя хочу,- отвечала змея,- за то, что ты сокровище мое забрал.
- Идем на суд к Соломону,- предложил человек.
- Идем,- сказала змея, но осталась по-прежнему обвитою вокруг шеи у него.
Обратился человек с мольбою к Соломону.
- Чего желаешь ты? - спросил Соломон змею.
- Умертвить его.
Отвечал Соломон:
- Прежде всего, сойди с шеи его долой: не подобает, чтобы ты распоряжалась им более, нежели я, в то время, когда вы судиться ко мне пришли.
Сползла змея на пол.
- Теперь,- сказал Соломон змее,- говори, я слушаю.
- Я требую,- начала змея, - чтобы мне дано было умертвить его, в исполнение сказанного Господом: "Ты будешь жалить его в пяту".
- А о тебе,- сказал Соломон человеку, - Господом заповедано: "он будет поражать змею в голову".
В одно мгновение человек размозжил змее голову.
Отсюда - поговорка: "И лучшей из змей голову размозжи".
Сговорились странники и спрятали бывшие при них деньги в одном месте. В полночь один из них встал и, взяв деньги, запрятал их в другое место. В исходе субботнего дня пошли странники взять деньги и, не найдя их, начали обвинять Друг друга в краже. Решили пойти на суд к Соломону.
Выслушав рассказ странников, Соломон предложил им за решением явиться на другой день, а сам стал придумывать, каким образом обнаружить вора, заставив его самого уличить себя. Когда странники снова явились на суд, Соломон обратился к ним с такими словами:
- Слышал я о вас, что вы люди просвещенные, мудрые и в делах спорных опытные, и я прошу вас рассудить дело, с которым обратился ко мне один царь. В стране этого царя росли в соседстве отрок и девушка. Полюбили они друг друга, и сказал отрок девушке:
"Поклянись мне в том, что не станешь ничьей женою прежде, чем я не дам на то своего согласия".
Девушка поклялась. Через некоторое время ее обручили с другим человеком. После венца, когда молодые остались наедине, невеста заявила жениху:
"Я не могу сделаться твоей женою до тех пор, пока не пойду к первому жениху моему, которому я поклялась, и не получу его согласия на это".
Придя к первому жениху, она сказала:
"Возьми с меня большой выкуп серебром и золотом и разреши мне стать женою того, с кем меня повенчали".
"Так как ты осталась верна клятве своей,- ответил тот,- я не возьму никакого выкупа. Иди, ты свободна".
А молодому мужу, который был тут же, он сказал:
"Радуйся в мире доле своей".
На обратном пути на них напали разбойники. Между разбойниками был один старик, который, не довольствуясь награбленными деньгами и украшениями, потребовал любовных ласк от молодой женщины.
"Позволь мне,- взмолилась она к разбойнику,- рассказать тебе об одном случае в моей жизни".
И она рассказала историю первого своего сватовства и то, как поступили оба жениха ее.
"Подумай же,- прибавила она в заключение,- тот юноша, который имел все права на меня, преодолел свою страсть и не дотронулся до меня, тебе, человеку старому, тем более следует обуздать себя. Оставь себе все серебро и золото, только освободи меня с мужем моим".
Выслушав рассказ ее, разбойник поднял глаза к небу и, глубоко раскаявшись в том, что он, уже стоящий на краю могилы, намеревался сделать, не только отпустил молодую чету на свободу, но и возвратил полностью все ограбленные у нее деньги и драгоценности, до последней мелочи.
- Царь,- прибавил Соломон,- в стране которого случай этот произошел, спрашивает меня, кто из замешанных в этой истории заслуживает высшей похвалы? И вот, я вас прошу помочь мне рассудить это дело.
- Государь,- ответил один из странников,- по-моему, высшей похвалы заслуживает невеста, оставшаяся верной своей клятве.
Второй сказал:
- Высшей похвалы достоин молодой муж, который сумел удержаться от искушения и не дотронулся до нее прежде, чем первый жених не освободил ее от клятвы.
- Это что! - воскликнул третий из странников.- Более всего я удивляюсь разбойнику: подумайте только, мало того что он пленницы не тронул, деньги, все деньги, которые уже были у него в руках, обратно отдал!..
И сказал царь Соломон:
- Этот последний с таким восторгом говорит о деньгах, которых он и не видел даже, а только слышит о них; как же он способен был поступить с теми деньгами, которые очутились в его руках?
Заключенный по повелению Соломона, в темницу человек этот действительно сознался и указал место, где спрятал украденные деньги.
В чем состояла мудрость египтян?
Когда Соломон решил приступить к построению храма, он послал к фараону Нехо с просьбой прислать, за известную плату, искусных мастеров для этой постройки. Что сделал фараон? Призвал астрологов и сказал им так:
- Наблюдайте по звездам и укажите мне тех из зодчих, которым предопределено умереть в этом году, их-то я и пошлю к Соломону.
Когда люди, посланные фараоном, явились к Соломону, "мудрейший из людей" узрел через Духа Святого, что людям этим назначено умереть в том же году. Дал им Соломон каждому по савану и отправил их обратно с письмом, в котором он писал фараону: "У тебя, по-видимому, недостает саванов для погребения покойников. Получай людей своих обратно вместе с саванами".
Червь был величиною с ячменное зерно, и самые твердые предметы не могли противостоять его чудесным свойствам. Сохраняли его завернутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями.
"Шамир" был принесен к Соломону орлом из рая, где этот червь хранился с вечера шестого дня творения. "И сделал он в храме окна с откосами".
Такие откосы делаются обыкновенно от наружной стороны стены к внутренней ее стороне, чтобы дать свету извне широко разливаться по внутренности здания. Окна же в храм имели откос в обратном направлении, ибо из храма этого исходил Божественный свет, озарявший весь мир.
"Построил также Соломон дом Дубравы Ливанской".
По преданию от раби Ошайи, в храме были посажены Соломоном деревья, сделанные из чистого золота, подобие деревьев, приносящих нежнейшие плоды. Золотые деревья своевременно давали плоды, которые при дуновении ветра спадали, - как сказано: "шумели подоб-но лесу Ливанскому". Плоды эти поступали на иждивение духовенства. Когда же в храм Господень вторглись иноплеменные, деревья те лишены были чудесной производительности своей - "поблек цвет на Ливане". Но возвратится это в грядущем: "Возликует степь безводная;
Расцветет, как лилия, пустыня,
И Ливана слава дастся ей".
За все время, пока строился храм, никто из участвовавших в работе не умер и не болел и не поломано было ни одного заступа, ни одного топора и никакого другого орудия.
Устройства престол был такого:
Верх - закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней - шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени лежат: с одной стороны - лев, с другой - вол. На второй ступени - волк и ягненок. На третьей - леопард и козленок. На четвертой - медведь и олень. На пятой - орел и голубь. На шестой - ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба.
Над верхним закруглением - светильник со всеми принадлежностями его: светильнями, щипцами, пепельницами, чашечками и чеканными цветами. С правой стороны его семь стеблей с именами семи патриархов рода человеческого: Адама, Ноя, Сима первородного, Авраама, Исаака и Иакова и Иова с ними. И с левой стороны семь стеблей, а на них имена семи праведников вселенских: Левия, Каафа, Амрама, Моисея, Аарона, Елдада и Медада и Хура с ними. На верху светильника утверждено было золотое елеехранилище, откуда брался елей для храмовых лампад, а под ним - большая чаша с елеем для возжигания этого же светильника; на чаше начертано было: "Элий", на двух стеблях от нее - имена сыновей Элия: "Офни" и "Финеас", а на сточных трубках внутри стеблей: "Надав" и "Авигу".
По бокам престола были две кафедры - для первосвященника и для наместника его, и семьдесят кафедр перед троном - для семидесяти старейшин, судей Синедриона.
В уровень с висками восседающего - фигуры двух наяд.
С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами - декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы и на них павлины из слоновой кости.
Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона.
Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногою на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его.
В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей,- львы и орлы укрепляли балдахин над царем, а помещавший-ся на особой колонне голубь поднимался со своего места, открывал ковчег и вынутый оттуда свиток Завета клал на руки Соломону. Тогда первосвященник со старейшинами, приветствуя царя, занимали места свои по обеим сторонам царя и приступали к делам судебным.
Появление лжесвидетелей вызывало особое действие всех механизмов: колеса их начинали вращаться с необыкновенной быстротой и силой. Мычание волов, рычание львов и тигров и рев медведей сливались с блеянием ягнят, воплями козлят, криком ястребов, щебетом воробьиным. Волки, олени, орлы, павлины метались из стороны в сторону... Трепет и ужас охватывали лжесвидетелей. "Из-за нас,- говорили они,- мир весь рухнет!" - и невольно начинали одну чистую правду показывать.
Впоследствии престол этот был взят, вместе с другой добычей, фараоном Нехо и отвезен в Египет. В ту минуту, когда фараон. ступил на первую ступень, поднял лев лапу и так сильно ударил его в бедро, что он на всю жизнь остался хромоногим. Отсюда и название его Нехо2 . Из Египта престол был увезен нечестивым Навуходоносором в Вавилон, и при первой попытке взойти на престол лев ударом лапы поверг Навуходоносора на землю. После разрушения Вавилона престол был взят Дарием и увезен в Мидию, но садиться на него Дарий и не пытался. В Египет престол был привезен Александром Македонским, взят оттуда Енифоном, причем, во время перевозки его на судне, по-вреждена была одна из ножек, и ни одному мастеру в мире починить ее не удалось.
Звуками арф, кимвалов, бубнов и гуслей капеллы Давидовой оглашался чертог царский. Желая предстать перед теми царями во всем величии и могуществе своем, Соломон повелел и птицам небесным, и зверям полевым, и пресмыкающимся, и бесам, и оборотням, и дьяволицам явиться и хоровод устроить перед ним. Писцы царские по именам и названиям вызывали их, и все, как земные существа, так и духи, тотчас же и без всякого принуждения, появлялись перед Соломоном.
Среди пернатых не оказалось одной птицы, петуха Бар3. Разгневанный ее ослушанием, Соломон повелел разыскать эту птицу и подвергнуть ее строжайшему наказанию.
Приведенный к Соломону, петух Бар рассказал следующее:
- Государь, царь мира! Выслушай меня и соблаговоли вникнуть в то, что я поведаю тебе. Уже три месяца, как я задался одной мыслью, настолько овладевшей всем существом моим, что я ни до еды, ни до питья не дотрагивался во все это время: облечу, решил я, весь мир, погляжу, есть ли на свете страна или царство, непокорные власти твоей, государь.
После долгих наблюдений я нашел такое место; это Град Китор в земле Восточной. Прах этой земли ценнее золота; серебра же, что мусора, на улице валяется. Деревья, там растущие, посажены еще в первые дни творения и орошение получают от вод эдемских. Дружин множество имеется в той стране, и воины носят венцы на головах, но войну вести не обучены и даже стрелять из лука не умеют.
И еще я видел там: царствует в стране той женщина, а зовут ее царица Савская.
И вот, если царю угодно, опояшу я, как воин, чресла свои, пойду в Град Китор, в землю Савскую, властелинов их в кандалы закую, правителей в оковы железные и приведу их к властелину, царю моему.
Понравилось дело это Соломону. Написали писцы царские грамоту и к крыльям петуха Бара привязали ее.
Поднялся в высь небесную, полетел петух Бар, и полетели за ним птицы стаями к Граду Китору, в землю Савскую.
Вышла утром на поклонение солнцу царица Савская и видит - закрыли птицы солнце, затмили его. Разодрала она одежды свои, стоит изумленная, пораженная. Подлетел к ней петух Бар, и увидала она - письмо к крыльям его привязано. Сняла царица письмо и читать начала. А в письме вот что написано:
"От меня, царя Соломона. Мир тебе и мир вельможам твоим. Ведомо тебе, что Всесвятой-Благословенный царем-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами, и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне. Так вот, придете вы по доброй воле с приветом ко мне, я приму тебя, царица, с почетом превыше всех царей, пребывающих пред лицом моим; буде же не пожелаете, и не придете, и не поклонитесь мне, я пошлю на вас царей с легионами и колесницами. А спросите вы: что за цари, легионы и колесницы у Соломона? Было бы ведомо вам: цари эти - звери полевые, колесницы - птицы небесные; духи, бесы и дьяволицы - легионы те, что задушат вас на ложах в жилищах ваших, а звери полевые на полях растерзают вас, и птицы небесные склюют мясо с костей ваших". Прочитав написанное в послании, разодрала остатки одежд своих царица Савская, созвала старейшин и сановников своих и сказала:
- Знаете ли вы, с чем прислал царь Соломон ко мне?
- Не знаем мы царя Соломона и царской власти его не признаем! - заявили старейшины и вельможи.
Но царица не понадеялась на них и не послушалась слов их, а призвала всех кораблевожатых, повелела нагрузить корабли деревом кипарисовым, жемчугом и камнями самоцветными и послала царю Соломону шесть тысяч отроков и девушек, родившихся в одном и том же году и месяце, в один и тот же день и час, все одинакового роста, одинакового телосложения и одинаково одетые, в одежды пурпурные. И послала через них письмо к царю Соломону.
"От Града-Китора,- писала она,- до земли Израильской семь лет пути. И вот, желание мое и просьба моя - позволь мне через три года прибыть к тебе".
По прошествии трех лет прибыла царица Савская к царю Соломону.
Узнав о прибытии ее, послал к ней Соломон Бенаю, сына Иегоиады. Человек этот был прекрасен, как утренняя заря, как звезда в плеяде среди сонмищ звездных, как лилия у потоков водных.
Увидя его, сошла с колесницы царица Савская.
- Царица! - сказал Беная.- Для чего ты с колесницы сошла?
- Не ты ли царь Соломон? - вопросила царица.
- Нет,- отвечал Беная,- не царь Соломон я, но один из слуг его.
Обратила лицо свое царица Савская к вель-можам своим и такую притчу изрекла:
"Льва не видавшие -
На логовище львиное взгляните.
Царя Соломона незревшие -
Придите взглянуть на красоту того,
Кто слугою при нем состоит".
Повел Беная царицу Савскую к Соломону. Соломон же, для встречи ее, выбрал павильон, весь из стекла построенный. Показалось царице, что царь не стеклом, а водою окружен - и безотчетным движением подняла она края одежд, до колен своих обнажив ноги свои. Увидел Соломон, что ноги у нее волосами обросли, и сказал он:
- Красота твоя - красота женская, а во-лосы - волосы мужчины. У мужчины красиво оно, у женщины изъяном почитается.
А царица так Соломону сказала:
- Загадаю я тебе три загадки. Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный:
"Колодезь деревянный, ведро железное, черпает камни, поит водою. Что это?"
- Сурьмило4 ,- ответил Соломон.
"Из земли исходит, землею питается, льется, как вода, а разливает свет. Что это?"
- Нефть.
"Буря ходит по верхушкам его, и стонет, и вопит горестно, и, как тростник, сгибает их; почет для мертвых, позор для живых, радость для воробьев, горе для рыб. Что это?"
- Лен5 .
Предстали перед Соломоном отроки и девушки - все одинакового облика и роста и одетые одинаково.
- Отличи,- сказала царица,- кто отрок, кто девушка.
Велел Соломон принести орехи и поджарен-ные зерна и стал угощать их. И вот, отроки, не стесняясь, поднимали края одежд и всыпали в них предложенное угощение; девушки же за-стенчиво клали орешки в чадры свои.
- Вот,- сказал Соломон,- те - мужчины, а эти - женщины.
Тогда сказала царица Савская:
- Не доверяла я слухам, но теперь, когда сама вижу, убедилась я, что и наполовину не знала, сколь велика мудрость твоя. Блаженны подданные твои и блаженны рабы твои!
Привел Соломон царицу в покои чертога своего.
Подарила Соломону царица Савская дары из золота и лучшего серебра. А Соломон, в благодарность ей, дал царице Савской все, чего желала она.
Таким образом, совпали два празднества: торжество освящения храма и венчальный пир Соломона.
И венчальное пиршество дочери фараоновой превзошло, по блеску и роскоши, первое празднество храма Господнего. Возымел тогда же Господь намерение разрушить Иерусалим, как гласит Писание: "На гнев и на досаду Мне существует город этот с того дня, как построили его".
По преданию от раби Хонии - разных восемьдесят плясок проплясала Бифия в ту ночь перед Соломоном.
По другому преданию - тысячу инструментов музыкальных привезла она и в то время, когда музыканты играли на них на пиршестве в ту ночь, она говорила, поясняя Соломону:
- Вот этот гимн исполняется у нас в честь такого-то божества, а этот - в честь такого-то.
И что еще сделала она? Над ложем Соломона поставила балдахин, осыпанный с внутрен-ней стороны драгоценными камнями, сверкавшими в ночной тени подобно звездам и планетам. Каждый раз, когда Соломон, проснувшись, собирался вставать, он принимал блеск каменьев за сияние звездное - и так проспал он до четвертого часа после восхода солнца.
По преданию от раби Леви - в тот день тамид был совершен лишь в четыре часа после восхода солнечного, ключи же от храма находились у Соломона и хранились под изголовьем у него. Глубоко огорчен был народ невозможностью приступить своевременно к торжеству освящения храма, но будить царя никто не решался. Пошли к Вирсавии, матери Соломоновой, и рассказали ей. Пришла Вирсавия, разбудила Соломона и примерно наказала его; сняла сандалии с ноги своей и, сыпля удары, приговаривала: "А что, чадо мое? А каково, плод чрева моего?!"
"Соломон породнился с фараоном, царем египетским, и взял за себя дочь фараона".
В тот час, когда Соломон взял за себя дочь фараона, сошел архангел Гавриил и опустил тростину в море; на том месте образовалась мель, на которой впоследствии основан был Рим.
Знал Соломон, что место нахождения червя "Шамир" известно одному только Асмодею, князю дьяволов. Обитал же Асмодей в пещере под горой, и был там колодезь, закрытый камнем с печатью Асмодея на нем.
Изо дня в день всходил Асмодей на небо, где изучал мудрость небесную, оттуда возвращался на землю для изучения земной мудрости, после чего приходил к своему колодцу и, убедившись предварительно, что печать цела, отодвигал камень, напивался воды и, снова закрыв и запечатав колодец, уходил.
Призвал Соломон Бенаю, сына Иегоиады, дал ему цепь и перстень, на которых Шем-Гамфораш начертан был, и дал ему руно овечье да мехи с вином и послал его к Асмодею.
Пришел Беная к пещере Асмодеевой, и вот что сделал он: ниже того места, до которого доходил колодец, выкопал яму и, спустив туда всю воду, отверстие законопатил шерстью; проделав затем отверстие поверх колодца, вылил в устье вино из мехов. Покончив с этим, взобрался на дерево и стал ждать прихода Асмодея.
Асмодей явился, осмотрел печать, открыл колодец и видит: вместо воды - вино.
- Ну, нет,- сказал Асмодей,- "Вино глумливо, сикера буйна, и неразумен тот, кто увлекается ими".
Отошел и пить не стал. Но жажда стала невыносимо мучить его. Не выдержал Асмодей, выпил-таки все вино из колодца, захмелел и заснул крепким сном. Сошел Беная с дерева и связал его цепью.
Проснулся Асмодей и бушевать начал.
- Укротись! - сказал Беная.- Имя Владыки твоего над тобою! Имя Владыки над тобою!
Взял его и повел. Поравнялись с пальмой; почесался об нее Асмодей и повалил ее; проходили мимо одного дома, и его повалил Асмодей.
Встретился им заблудившийся слепой, Асмодей помог ему выбраться на дорогу. Попался им потом шатающийся без пути пьяный - и его Асмодей на дорогу вывел. При встрече со свадебным поездом, шумным и веселым, Асмодей заплакал. Некий человек сандалии башмачнику заказывал, приговаривая: "такие сшей мне сандалии, чтоб на семь лет хватало!" - расхохотался Асмодей. Проходили мимо колдуна в то время, когда тот колдования свои производил,- и тут расхохотался Асмодей.
Привели Асмодея к Соломону. Взял Асмодей тростину, отмерил четыре локтя и, бросив тростину перед Соломоном, сказал:
- Вот пространство, которое останется у тебя после смерти, а ныне ты мир весь покорил и этим не довольствуешься,- еще меня поработить захотел!
- Я от тебя ничего не домогаюсь,- отвечал Соломон,- кроме одного. Я собираюсь построить храм Господень, и мне нужен для этого "Шамир".
- "Шамир",- отвечал Асмодей,- находится не у меня, но у духа морского, а дух морской доверяет его, под присягой, только петуху Бар.
- А что делает с "Шамиром" петух Бар?
- Придя в необитаемую скалистую местность, положит "Шамира" на утес, утес раскалывается; бросит Бар в расселину семена древесные,- на том месте и возникнет поселение.
Отыскали гнездо петуха Бар. Покрыли гнездо матовым стеклом. Явился петух Бар. Видя невозможность проникнуть в гнездо, взял он "Шамира" и положил его на стекло, дабы оно раскололось. Бросили в петуха Бар комом земли, выронил он "Шамира"; подобрали червя и унесли.
Увидал петух Бар, что не сдержал клятвы своей, пошел и удавился.
Спрашивал Беная Асмодея:
- Почему, когда тебе встретился сбившийся с дороги слепой, ты помог ему выбраться на дорогу?
- Об этом слепом оповещено в небесах, что он праведник истый и что тот, кто доставит ему хотя краткое облегчение, стяжает душе своей жизнь вечную.
- А пьяного зачем ты на дорогу вывел?
- О нем оповещено было в небесах, что это нечестивец неисправимый,- и я доставил ему минутное удовольствие в земной жизни, дабы окончательно лишить его и малейшей доли в жизни вечной.
- Почему ты при встрече со свадебным поездом заплакал?
- Потому, что жениху тому предназначено умереть, не прожив и тридцати дней после свадьбы, а жене его - тринадцать лет ждать, доколе подрастет малолетний деверь ее.
- Почему ты рассмеялся, слыша, как человек тот, заказывая себе сандалии, требовал, что-бы их хватило ему на семь лет?
- Самому ему семи лет не прожить, а он сандалиями на семь лет запасается!
- Почему над колдуном рассмеялся ты?
- На том месте, где колдун сидел тогда, клад богатейший зарыт. А он ворожит себе и о кладе, что под ним находится, и не подозревает!..
Однажды, когда они оставались одни, спросил Соломон Асмодея:
- Скажи, чем вы сильнее нас, людей?
На это Асмодей ответил:
- Освободи меня от цепей да передай мне перстень свой, и тогда я сумею показать тебе, чем мы сильнее людей.
Снял с него Соломон цепи и дал ему свой перстень. Наступил Асмодей на Соломона и поглотил его. Уперся потом одним крылом в землю, другим в небо и, извергнув Соломона, размахнулся и закинул его за четыреста парса. Вспоминая об этой минуте, Соломон сказал в "Екклезиасте":
- Что пользы человеку при всех трудах его под солнцем? И это было моею долею от всех трудов моих! Ничего, кроме посоха, не осталось у меня. "Я царем был над Израилем", а ныне - я царь только над посохом моим...
Пошел Соломон у чужих порогов подаяния просить.
- Я,- говорил он, - проповедник, был царем над Израилем в Иерусалиме.
- Царь Соломон, - отвечали ему,- восседает на троне своем в Иерусалиме, а ты юрод-ствуешь.
И били его тростинами, а поесть давали миску крупника.
И Соломон говорил:
- Вот доля моя от всех трудов моих!6
Когда Соломон предстал перед Синедрионом, мудрые старцы говорили в недоумении:
- Обыкновенным юродивым однопредметное помешательство не свойственно. Что же представляет из себя этот человек?
Опросили Бенаю:
- Призывал ли тебя царь?
- Нет,- ответил Беная. Посылали к женам Соломоновым:
- Что с царем? Приходил он к вам?
- Как же, приходил,- получился ответ. Вторично послали туда же:
- Осмотритека ноги у него.
- Он все время обуви не снимал7 ,- ответили жены Соломоновы.
Тут все и обнаружилось...
Приняли тогда Соломона и возвратили ему перстень и цепь с начертанием Шем-Гамфораша. Асмодей, видя это, улетучился.
- Государь мой, царь! Соблаговоли зайти и призреть на меня сегодня.
Привел тот человек Соломона в дом свой, пригласил в верхнюю горницу и велел подать на стол тельца жареного и множество других яств. За обедом хозяин стал напоминать Соломону о разных делах его, как царя Израильского: "Помнишь, мол, то-то и то-то, совершенное тобою, когда ты еще царем был?"
Застонал Соломон, зарыдал горестно при воспоминаниях этих; плакал все время обеда и с плачем ушел из дома того.
Назавтра подошел к Соломону другой человек и также просить его стал:
- Государь мой, царь! Окажи мне честь - призри на меня сегодня.
- Не затем ли ты зовешь меня,- отвечал Соломон,- чтоб поступить со мною так, как поступил тот, приятель твой?
- Государь,- отвечал этот,- я человек бедный; если ты окажешь мне честь зайти ко мне, я могу предложить тебе лишь немного зелени,- все, что имеется у меня. Если ты на это согласен, то зайди в жилище мое.
Когда они пришли, хозяин омыл у гостя лицо, руки и ноги и подал на стол свой обед, состоявший из небольшой порции зелени. Пока Соломон ел, хозяин говорил ему слова утешения.
- Государь! - говорил он.- Господь поклялся отцу твоему, что не прекратится царствование потомков его. И так обычно у Господа: наказует - и милует. И верю я, что Пресвятой Благословенный еще возвратит тебя в царство твое.
Возвратившись к власти царской, Соломон, вспоминая о рассказанном, записал для притчей своих:
"Лучше угощение из зелени,- бедняком предложенное мне,- нежели откормленный бык, которым угощал меня богач для того только, чтобы напомнить мне о горестном положении моем".
Примечания
1. Один из военачальников Давидовых.
2. Nache – искалеченный, хромоногий.
3. Сказочная птица, букв. Лесной петух.
4. Трубка сурьмила делалась из тростника, ручка-насос – из металла. Само вещество для подкрашивания бровей и окрашивания глазного яблока представляло минералогический выплав; попадая в глаз, вызывало усиленное действие слезоточников.
5. "Почёт для мертвых" - саван, "позор для живых" - верёвка для виселицы, "радость для воробьев", клюющих льняные зерна, "горе для рыб" - сети.
6. Здесь пропущен промежуточный момент, фактическая сущность которого подсказывается последующим содержанием легенды. Отсутствие Соломона не было замечено ни в Синедрионе, ни в доме царском, так как Асмодей принял его образ.
7. Чтобы не обнаружить козлиных копыт своих. По других источниках у Асмодея, вместо ног, петушиные лапки. источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий